«На безопасности это не отразится»: автоэксперты о повышении штрафов для водителей

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Вместе с новыми суммами уже в январе россиян ждет снижение скидки за их своевременную уплату

Российских автомобилистов с января 2025 года может ждать ужесточение штрафов за нарушение правил дорожного движения. Законопроект, в котором предусмотрено увеличение сумм, Госдума РФ собирается рассмотреть уже завтра, 12 декабря. В нем указан широкий перечень нарушений от превышения скорости на 20-40 км/ч до езды в нетрезвом виде. Кроме того, вводится ответственность за повторную езду без ОСАГО, а также сокращается размер скидки за оперативную уплату штрафов. Online47 ознакомился с предполагаемыми нововведения и узнал мнение экспертов.

Перечень изменений

Сразу следует отметить, что такие дополнительные меры как лишение прав корректировки не затронут. Предварительно, в начале следующего года повысятся суммы следующих штрафов:

Кроме того, начнут штрафовать в размере 3000-5000 рублей за повторную езду без ОСАГО. Что же касается уменьшения размера скидки за уплату штрафов в течение 20 дней, то его сократят с 50% до 25%, а льготный период продлят до 30 дней. Внимание обратить следует и на то, что со следующего года часть средств (25%) от таких штрафов начнет уходить в федеральный бюджет (до этого все деньги оседали в городской или региональной казне).

Мнение экспертов

В разговоре с Online47 грядущие нововведения прокомментировал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, изменения точно не вступят силу с 1 января, произойдет это позднее.

«Госдума не успевает принять эти штрафы, чтобы они с 1 января работали. Месяц нужен на период между чтениями, на поправки, так еще и Совет Федерации должен успеть его обсудить, и президент подписать. Кроме того, что интересно, никто из органов власти не удосужился объяснить, зачем это делают, с какой целью, хотя коммуникация с населением в таких делах важна. Могу также предположить, что инициатором нововведений было не МВД, а какая-то другая структура, — заметил Антон Шапарин. — В целом все указывает на то, что изменения вводятся не в целях повышения безопасности, а для пополнения бюджетов. Иначе бы подняли штраф за отсутствующее детское кресло не на 500 рублей, а десятикратно. Таких штрафов в год выписывают по 600 тысяч, если бы повысили штраф, то все вместе дружно бы закупили этих кресел, может рост детской смертности каждый год удалось бы сократить».

По мнению эксперта, в действительности для повышения безопасности было бы неплохо провести ребалансировку, чтобы размер штрафов зависел от уровня доходов конкретного гражданина, к которому санкции применяются.

«Есть много всяких блогеров, для которых эти 600 рублей вообще не деньги, они штрафы собирают только так. Если бы штрафы подогнали под уровень их доходов, они бы по-другому взглянули на это дело, — убежден Антон Шапарин. — Такие поправки мы будем предлагать в январе. То, что делают сейчас, исключительно бюджетная история. Впрочем, хотелось бы обратить внимание на снижение скидки до 25%. Интересно, как много людей теперь перестанут пользоваться этой возможность. Убежден, что часть населения, которая вне зоны досягаемости службы судебных приставов, решат просто собирать штрафы».

В свою очередь автоюрист Дмитрий Славнов убежден, что повышение сумм штрафов вовсе не повлияет на уровень безопасности на дорогах. Ведь пьяный садится за руль, не думая о штрафах и их величине, а с уверенностью, что избежит каких бы то ни было последствий.

«В стране очень мало людей, которые идут на сознательное нарушение штрафов. Где то кто-то недоглядел за разделительную полосу, кто-то проехал побыстрее, чем можно было. Речь об единичных случаях, когда человек сидит и рассуждает: «Вот есть у меня 5 тысяч в кошельке, а нарушу-ка я, мне этих денег хватает на штрафы». Так что что одного только увеличения сумм штрафов будет недостаточно, нужен не только кнут, но и пряник, — заявил Дмитрий Славнов. — В качестве варианта можно рассматривать введение прогрессивной шкалы штрафов. То есть, если человек получает один штраф, то платит тысячу, второй по этой же статье – две тысячи, затем три и так вплоть до аннулирования прав и требования переэкзаменовки. В СССР были «проколы», но из-за отсутствия камер это открывало возможности для коррупции. Теперь введению такой системы ничто не мешает».
Не пропустите

В целом, оба спикера хоть и привели разные пути повышения безопасности на дорогах, пришли к единому мнению насчет поднятия штрафов. Шаг этот продиктован необходимостью увеличить пополнение бюджетов. Впрочем, эксперты не учли, что и это в итоге повлияет на безопасность дорожного движения, ведь ремонт трасс, установку светофоров и работу надзорных органов оплачивают из казны.

Фото: Валентин Илюшин/Online47