Международный день борьбы с коррупцией — это повод подвести итоги и задуматься о новых стратегиях противодействия такому явлению. Как работает прокуратура Ленинградской области в данном направлении? Какие меры применяются к нарушителям закона и насколько эффективны эти подходы? О результатах надзорной деятельности, инициативах и судебных делах Online47 поговорил с прокурором Ленинградской области Сергеем Жуковским.
Сергей Анатольевич, 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, каковы результаты работы прокуратуры Ленинградской области на данном направлении надзора?
Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции для органов прокуратуры области является одним из приоритетных.
Результаты надзорной деятельности на одном из приоритетных направлений прокурорами достигнуты значительные.
Выявлено свыше 1200 нарушений антикоррупционного законодательства. В целях устранения данных нарушений внесено более 400 представлений и информаций, на незаконные правовые акты принесено 660 протестов, в суды направлено 22 иска.
По требованию прокуроров более 200 должностных лиц понесли дисциплинарную ответственность, в том числе 4 лица уволены в связи с утратой доверия, почти 70 лиц привлечены к административной ответственности. По материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждено 17 уголовных дел.
Прокурорами выявлялись факты неполного и недостоверного декларирования государственными и муниципальными служащими сведений о своих доходах и имуществе, неурегулирования конфликта интересов на службе, нарушение ими иных установленных законом обязанностей, запретов и ограничений, несоблюдение требований закона о контроле за расходами чиновников.
Так, буквально на прошлой неделе Законодательным собранием Ленинградской области рассмотрено представление прокуратуры области, по итогам которого досрочно прекращены полномочия трех региональных депутатов, грубо нарушивших законодательный запрет на использование иностранных финансовых инструментов.
В частности, у супруги одного из данных депутатов имелись срочные обязательства финансового характера по договорам займа с банками Кипра и Багамских островов на общую сумму свыше 380 млн рублей, а также действующие обязательства в банке Италии.
Какие судебные механизмы используются прокурорами в отношении чиновников, нарушивших антикоррупционное законодательство?
Прокуроры используют способы судебной защиты нарушенного права в зависимости от характера совершённого правонарушения.
Например, в последние два года мы активно реализуем новые полномочия, позволяющие изменять основание и формулировку увольнения государственных и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности, уволившихся (прекративших полномочия) по собственной инициативе в период проведения в отношении них проверки либо после её завершения, но до принятия в отношении них дисциплинарного решения за совершение коррупционного правонарушения.
Ранее чиновники в таких случаях зачастую уходили от справедливой дисциплинарной ответственности, уволившись по собственному желанию, однако в июне 2023 года законодателем в Федеральный закон «О противодействии коррупции» внесены изменения, наделяющие прокурора полномочиями на осуществление проверок в случае увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц.
За время существования новой нормы закона прокуратурой области в суды уже предъявлено 5 таких исков, по двум из них судами изменены основание и формулировка увольнения с увольнения «по собственному желанию» на «утрату доверия», ещё три иска рассматриваются судами.
В частности, в ходе проведённой в отношении Котвицкой В.С., замещавшей должность депутата совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского района Ленинградской области, являющейся главой указанного муниципального образования, проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявлены многочисленные факты представления ею неполных и недостоверных сведений, выразившихся в неуказании полученного дохода на сумму свыше 2,9 млн рублей, сведений об имеющихся у неё счетах в банках и иных кредитных организациях и остатках денежных средств на них, о срочных обязательствах финансового характера на сумму, превышающую 500 тыс. рублей, об объектах недвижимого имущества, находящихся в пользовании её несовершеннолетнего ребёнка и пр.
При этом Котвицкая прекратила свои полномочия по указанным должностям по собственному желанию до вынесения в отношении неё дисциплинарного решения.
В целях неотвратимости наказания за совершение коррупционного правонарушения прокуратура области обратилась в суд с иском об изменении основания и формулировки прекращения полномочий Котвицкой.
Суд согласился с доводами прокурора, изменив основание и формулировку прекращения полномочий последней как депутата совета депутатов и как главы муниципального образования с «отставки по собственному желанию» на «прекращение полномочий в связи с утратой доверия».
Необходимо отметить, что правовым последствием таких судебных решений является внесение сведений об ответчиках в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, и нахождение сведений в данном реестре в течение 5 лет со дня принятия соответствующего решения суда.
Кроме того, прокурорами предъявляются иски об обращении имущества чиновников в доход государства в случаях, когда ими не подтверждена законность денежных средств, на которые приобретено данное имущество. Такое взыскание возможно и в отношении денежных средств, поступивших на счета служащего, его супруги и их несовершеннолетних детей.
Также активно реализуются полномочия по взысканию в судебном порядке ущерба, причинённого коррупционными преступлениями.
Имеются ли в регионе какие-либо значимые судебные дела, инициированные прокурорами в целях изъятия незаконно нажитого коррупционерами имущества?
В текущем году судами удовлетворено два иска прокурора, предъявленные к бывшему муниципальному служащему и бывшему муниципальному депутату, в доход Российской Федерации взыскана квартира и два транспортных средства на общую сумму 8 213 тыс. рублей.
В обоих случаях лица обосновали источники денежных средств, использованные для приобретения имущества, денежными средствами, якобы полученными от родственников, однако их версия была опровергнута полученными в ходе прокурорской проверки доказательствами.
Также в настоящее время на стадии судебного рассмотрения находятся два иска о взыскании денежных средств, поступивших на счета чиновников, законность которых ими не доказана, на общую сумму 44 728 тыс. рублей, а также иск на сумму 35 329 тыс. рублей, предъявленный по аналогичным основаниям к бывшему государственному гражданскому служащему Ленинградской области и его матери, о взыскании 5 квартир, автомобиля и денежных средств.
В последнем случае иск предъявлен по результатам изучения материалов уголовного дела коррупционной направленности, возбуждённого в отношении К., замещавшего должность государственной гражданской службы Ленинградской области – главного специалиста отдела надзора за строительством зданий и сооружений департамента государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, по признакам четырёх преступлений по факту получения им взяток на общую сумму 3,3 млн рублей от представителей юридических лиц за ускорение получения разрешительной документации по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
При этом было установлено, что в период замещения К. публичной должности на его мать, финансово-имущественное положение которой не позволяло ей приобрести за счёт собственных средств дорогостоящее имущество, зарегистрированы объекты движимого и недвижимого имущества.
Как характеризуется криминогенная ситуация в регионе?
Только за три квартала текущего года на территории региона зарегистрировано более 300 преступлений коррупционной направленности, при этом более чем на 80% возросло число выявленных преступлений, связанных со взяточничеством.
Проявления коррупции нами фиксируются при выполнении государственных и муниципальных контрактов, реализации должностными лицами административно-хозяйственных и контрольно-надзорных полномочий.
В текущем году в рамках возбуждённых уголовных дел коррупционной направленности произошло задержание ряда высокопоставленных должностных лиц.
Например, в августе 2024 года сотрудниками правоохранительных органов задержан первый заместитель председателя комитета по природным ресурсам Ленинградской области, которому органами предварительного расследования инкриминируется совершение 75 преступлений о незаконной рубке лесных насаждений, а также организация преступного сообщества (ч. 3 ст. 260, ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В другом случае, по факту получения взяток за сдачу практической части экзамена без фактической проверки знаний и навыков управления автотранспортным средством задержан заместитель начальника 4 отдела УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области – начальник отделения (отделение регистрационно-экзаменационной работы).
В настоящее время по делам осуществляется предварительное следствие.
Такие примеры не единичны.
Прокуроры занимают принципиальную позицию по отношению к коррумпированным чиновникам, невзирая на их должностное положение.
С какими формами взяточничества встречаетесь наиболее часто?
Получение взяток может быть квалифицировано в значительном, крупном и особо крупных размерах, но не стоит забывать и о фактах «мелкого», так называемого «бытового» взяточничества, доля которого в общем его массиве значительна.
Чаще всего в регионе выявляются случаи дачи таких взяток гражданами — водителями транспортных средств сотрудникам ГАИ за непривлечение к административной ответственности.
За последние два года органами расследования региона в суды направлено более 80 уголовных дел по обвинению лиц в даче «бытовых взяток», по результатам рассмотрения которых в отношении них судами Ленинградской области постановлены обвинительные приговоры.
Взяточничество в любой форме является опасным, поскольку оно подрывает доверие граждан и общества к государственным институтам управления, формирует у них искажённое мнение, что ответственности за правонарушение можно избежать, что удовлетворить собственные нужды можно в обход установленных процедур.
В этой связи органами прокуратуры области уделяется особое внимание просветительской деятельности, направленной на профилактику совершения таких преступлений.
Как действует принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных преступлений?
Одной из главных задач, которую прокуроры ставят перед собой, является обеспечение не только качественного и своевременного расследования уголовных дел, но и постановление по ним справедливых приговоров, добиваясь, чтобы каждый коррупционер понёс заслуженное наказание за свои преступные действия.
К примеру, летом текущего года завершилось расследование уголовного дела в отношении бывшего заместителя председателя Правительства Ленинградской области Михаила Москвина, обвиняемого в получении взяток в особо крупном размере, и уже 14 октября 2024 года Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга постановил в отношении него обвинительный приговор, назначив ему наказание в виде реального лишения свободы, отбывать которое осужденный будет в исправительной колонии строгого режима.
Также суд запретил Москвину в течение пяти лет после освобождения из мест лишения свободы занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий.
А если все же суд не соглашается с позицией следователя, прокурора и решает, что лицо не виновно?
Оправдательные приговоры по коррупционным делам редко, но случаются. Каждый такой случай является предметом моего скрупулёзного анализа. При наличии на то оснований мы принципиально отстаиваем свою позицию в вышестоящих судебных инстанциях.
Например, в текущем году прокуратура области добилась отмены незаконного оправдательного приговора, постановленного Приморским районным судом Санкт-Петербурга в отношении начальника отдела ПАО «Федеральная сетевая компания Единые энергетические системы», обвиняемого в получении взятки группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере и приготовлении к получению взятки группой лиц по предварительному сговору с вымогательством взятки в особо крупном размере.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией прокуратуры области и удовлетворил апелляционное представление, незаконный приговор отменен, уголовное дело направлено на новое судебное рассмотрение.
Какую ответственность за коррупционные правонарушения несут юридические лица. Имеется ли в прокуратуре Ленинградской области такая практика?
Эффективным способом противодействия коррупции является инициирование прокурорами привлечения юридических лиц к административной ответственности.
В частности, юридические лица привлекаются к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего. Ответственность за несоблюдение специального порядка их приёма на работу установлена статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В текущем году по таким делам административную ответственность понесли 69 юридических лиц.
К примеру, прокуратурой проведена проверка соблюдения антикоррупционного законодательства при трудоустройстве бывшего государственного служащего УФАС по Ленинградской области в коммерческую организацию – «Фонд поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области, микрокредитная компания».
В результате было установлено, что Фондом не соблюдён предусмотренный Федеральным законом «О противодействии коррупции» порядок информирования о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим.
По итогам проверки прокурором в отношении коммерческой организации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое рассмотрено судом с назначением лицу административного штрафа.
Также административным законодательством установлена ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за передачу взятки или за обещание, предложение вознаграждения от имени или в интересах юридического лица.
За три квартала этого года прокурорами возбуждено 3 таких дела, которые в настоящее время находятся на рассмотрении. По ранее возбуждённым делам взыскано 500 тыс. рублей.
Например, руководитель общества с ограниченной ответственностью «КОФЕ-БРЕЙК» передал исполняющему обязанности директора ГАПОУ ЛО «Всеволожский агропромышленный техникум» незаконное денежное вознаграждение в размере 52 тыс. рублей за дачу согласия на установку в учреждении четырех кофейных и одного снекового аппаратов.
В отношении данного общества прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам его рассмотрения постановлением мирового судьи на общество наложен административный штраф в размере 500 тыс. рублей.
Органами прокуратуры области и впредь будет продолжена системная борьба с коррупционными проявлениями.
Фото: Прокуратура Ленинградской области