Буллинг в школе – это всегда сложный эмоциональный этап не только для детей, которые подвергаются травле, но и для родителей, педагогов, которые пытаются помочь в решении этой проблемы. Только за 2023 год жертвами насмешек и издевательств в российских школах стали 57% детей и 70% учителей. Все сильнее в последние годы распространяется, так называемый, кибербуллинг, – когда детей и подростков травят в социальных сетях. В честь Международного дня борьбы с насилием и травлей в школе, который отмечается 7 ноября, Online47 поговорил с детским психологом о том, можно ли предотвратить издевательства и что делать, если ребенок уже им подвергся.
Почему дети такие злые
Конечно, агрессивное поведение ребенка появляется не на пустом месте. Это всегда сигнал окружающим, что что-то с подростком не так и ему нужна помощь, говорит детский психолог и нейропсихолог, семейный психотерапевт Наталья Наумова:
«Обычно агрессию ребенок несет из дома, от кого-то из членов семьи. Что-то с ребенком дома происходит и таким образом он пытается защититься. Хочет другому сделать плохо, посмотреть, как тот выпутается и применить эту тактику уже у себя дома. Важно такого ребенка защитить, а не высмеять или пристыдить на всю школу. Необходимо понять, почему школьник привлекает внимание. Что он пытается таким образом дополучить в психологическом плане: любовь, заботу, защиту, спокойствие. К этому процессу уже необходимо подключать школьных психологов».
Немало зависит и от того, какая обстановка царит в самом школьном коллективе. Важны не только взаимоотношения между детьми, но и то, как преподаватели относятся к своим ученикам. К сожалению, нередко травлю в школе запускают именно педагоги. Конечно, это происходит неосознанно. Но многие модели поведения дети копируют и считывают именно с учителей:
«Есть, например, в классе 3-4 человека, которые отстают по программе или ведут себя как-то не так: не могут действовать по правилам, с трудом могут сосредоточиться и выполнить задание, отвлекаются, - отмечет Наталья Наумова. - Это происходит, поскольку их психика и мозг еще формируются и им бывает физически сложно усидеть на месте и сконцентрироваться. Такого ребенка учителя нередко высмеивают, грубо ему отвечают и противопоставляют его всему классу. Говорят, что есть остальные ребята, которые хорошие, а есть он – неправильный, не такой. Как только такие ребята оказываются изгоями, запускается буллинг. Поэтому важно, чтобы учителя осознавали свои действия и понимали, что такое поведение приводит к травле. Дети должны чувствовать свою ценность, занять какую-то нишу в своем классе. Чтобы другие дети понимали, что может он и плохо учится, но в чем-то он успешен и его стоит уважать».
Как понять, что ребенка травят
Есть несколько сигналов, по словам эксперта Online47, которые могут сигнализировать о том, что ребенок стал жертвой буллинга в школе:
1. Ребенок отказывается ходить в школу и рассказывать о ней.
2. Иногда свидетельствовать об издевательствах могут темные цвета в одежде. Конечно, мрачные образы не всегда означают наличие проблем у ребенка, все-таки это может быть дань подростковой моде. Но поговорить и присмотреться к поведению подростка в таком случае будет не лишним.
3. У ребенка появляются мелкие, темные рисунки. Серьезный нажим на карандаш, много штриховки. Преобладают коричневый, черный, красный цвета.
4. Ребенок импульсивный, резко уходит в слезы, кричит, нервничает, легковозбудимый или наоборот замкнутый и очень тихий. Особенно стоит обратить на это внимание, если раньше такого поведения за ребенком не наблюдалось.
Как вести себя взрослым
Но что же делать, если ребенок уже подвергся школьной травле? По словам психолога, без помощи школьной администрации пресечь такое сегодня практически невозможно:
«Когда буллинг начинается важно сразу поставить это под контроль. Необходимо проводить беседу с ребенком, который все это затеял, и его родителями. При этом говорить нужно с ними, как совместно, так и по отдельности с каждым. Самим родителям также необходимо предлагать терапию, поскольку они могут транслировать и быть источниками такого поведения у своего ребенка. Важно, чтобы и родитель был в порядке, чувствовал себя хорошо. Нужны не гонения на семью агрессора, а помощь всем ее членам. Нельзя игнорировать происходящее ни в коем случае! Как только ребенок видит, что его действия вызывают реакция, у него вырабатывается паттерн: если я сделал что-то плохое, то будет наказание. В дальнейшем это профилактика не только буллинга, но и преступности».
Также работу должны начать детские психологи, чтобы понять, почему конкретно этот ребенок хочет травить других. При этом, если школьник пришел к психологу и рассказал, что издевается над кем-то, специалист не должен рассказывать об этой всей школе. Его задача – работать с этим ребенком. В противном случае, слухи могут пройти по школе очень быстро, и ребенок перестанет посещать психолога. В результате, его поведение никак не скорректируется. Куда важнее дать агрессору понять свою вину, чтобы в дальнейшем он не стал преступником.
Можно ли предотвратить травлю?
Школьные издевательства предотвратить можно, говорит Наталья Наумова. Самый простой способ – проводить беседы с детьми. Ребята должны понимать, какой вред наносит буллинг и почему это опасно, в том числе, для самих организаторов травли.
Эксперт также подчеркивает, что в коллективах, где учителя уважительно относятся друг к другу и к детям, буллинга нет. Когда в школьной среде есть уважение, возможность высказаться и быть услышанным, травли не возникает.
Сплоченная работа класса также помогает детям лучше понимать друг друга. В российских школах ребята обычно сплачиваются по интересам дружат по 2-3 человека. Таким мини-командам бывает сложно порой понимать другие. Поэтому педагогу необходимо давать парные или групповые задания, перемешивая ребят. Так у них появится шанс узнать поближе не только своего друга, но и других ребят. Наладятся новые контакты и появится более тесная связь в коллективе.
Педагогам также важно своевременно проходить свою психологическую проработку. Зачастую учитель уставший: у него много работы, отсчетов. Дома тоже могут быть стрессовые ситуации. В результате, происходит эмоциональное выгорание. Такой педагог, по словам психолога, не станет разбираться, почему кто-то из учеников ведет себя неподобающе. Ему легче стукнуть по столу, запугать всех, наставить двоек и дальше вести урок.
«Такие силовые методы уже не подходят для работы с детьми, – уверяет Наталья Наумова.– Раньше дети были более запуганные и с ними это работало. Их можно было воспитывать на страхе. Сейчас дети более смелые, более активно себя проявляют и нужно искать новые методы влияния на них».
Ну и конечно, важно то, как сами родители относятся к собственным детям. Постоянная критика и наказания хорошую роль не сыграют. Напротив, ребенок должен чувствовать поддержку. Знать, что его мнение учитывают и что дома его уважают. Счастливый ребенок сам не будет никого травить, и другим издеваться над слабыми не позволит.
Дарья Нестерова
Фото: Валентин Илюшин/Online47