Сила на воде и на суше: в Петербурге и Ленобласти запустят производство морских дронов

Фото: vk.com/kmz1ru

Массовое создание БПЛА начнется уже в 2025 году

На базе военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) появится единый центр для производства морских дронов — безэкипажных катеров (БЭК). Об этом на днях рассказал управляющий директор холдинга Михаил Даниленко. Массовое производство планируют запустить в 2025 году. С сентября этого года на базе КМЗ уже началось серийное производство первого российского тяжелого морского дрона «Визир». Останавливаться на этом холдинг не собирается и продолжит масштабировать создание БПЛА в стране.

Отрасль на пике

КМЗ – не первые в России, где сейчас занимаются массовым производством беспилотных летательных аппаратов. Первая очередь огромного завода беспилотных авиационных систем (БАС) была открыта в 2023 году в Самаре на территории особой экономической зоны «Тольятти». В рамках производственной площадки сейчас налаживают выпуск 7 моделей дронов, а также ключевых комплектующих БАС: винтов, двигателей, драйверов, полетных контроллеров, корпусных деталей. До 2025 года планируется открыть вторую и третью очереди производства.

Центром создания беспилотников стала в 2023 году и столица Удмуртской республики – Ижевск. На базе как минимум трех бывших торговых центров в городе теперь занимаются производством беспилотников. Одно из них в сентябре 2023 года лично осмотрел президент Владимир Путин.

kremlin.ru

В конце этого года завод БПЛА появится и в Ростове-на-Дону. Производство в 2,5 тыс. кв. м. планирует открыть производитель военных дронов "Робоавиа", который уже имеет производственные мощности в Симферополе. Более того, готовится к запуску и образовательная платформа. В донской столице организуют научно-производственный центр БПЛА, где будут обучать работе с беспилотниками.

Работа на перспективу

Для страны в настоящий момент все, что связано с производством военных или гражданских дронов – актуальная история, подтверждает исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Игорь Муравьев:

«Долгое время дроны были недооценены по всему миру. Но как это всегда бывает, развитие оборонной промышленности двигает и гражданскую. Сейчас беспилотники, прежде всего, разрабатываются для боевого применения. Тем более, если мы говорим о морских. Но не менее востребованы они и для гражданских целей. Отрадно, что именно Петербург и Ленинградская область выбраны в качестве крупной площадки для создания морских дронов. В нашей агломерации присутствует необходимая для этого технологическая, интеллектуальная база. Мы сегодня основная кузница всего, что связано с морскими изделиями. Но, полагаю, это будет не единственное подобное производство, поскольку необходимость в работе на море есть. За беспилотниками, работающими в воздушной, морской, наземной среде – будущее. Все это четко осознают».

Как подчеркивает исполнительный директор ЛОТПП, мы сегодня находимся на стадии полномасштабного перехода на беспилотники. Как когда-то люди с кнопочных телефонов массового переходили на смартфоны. Россия и мир в целом делают большой и значимый шаг в технологическом своем развитии.

«Когда все осознали преимущества смартфонов, резко возросло их производство и конкуренция, – вспоминает Игорь Муравьев. – Мы видим, как регулярно обновляются модели, и рынок современных технологий развивается. Тоже самое и с дронами. Меняется их взаимодействие, элементы искусственного интеллекта, появляются новые моторы, двигатели. Но основное развитие будет, конечно, касаться интеллектуальной составляющей – управление через спутники, помехоустойчивость и другое. Это новые возможности для развития роботизированных систем. Запустить такие заводы можно довольно быстро. Но успех зависит от операционных связей между различными нашими предприятиями. Главное – масштабировать и держать соответствующее качество. Такие производства будут работать на долгую перспективу. В конце концов, применение беспилотников будет востребовано в будущем по всему миру и это хороший шанс, как для страны, так и для отдельных регионов, реализовать свой экономический потенциал и закрепиться на рынке создания дронов».

Дополнительная защита государств

В условиях напряженной внешнеполитической обстановки Россия остро нуждается в надводных и подводных дронах. Особенно тех, которые могут долго находиться под водой и погружаться на большие глубины, рассказывает экономист, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов:

«Особую нужду в них страна почувствовала после диверсии на «Северных потоках». На Балтийском море такого рода средства могли бы стать предупреждением для западных государств. Поскольку атаки на военные грузовые суда в темное время суток в порту и гаванях вполне возможны. Практика показала, что морские надводные океанские суда классического типа сегодня также чрезвычайно уязвимы. Нужна целая серия аппаратов, которые могут действовать под водой или находиться во взаимодействии с подводным флотом. Конечно, быстрее всего получится наладить производство надводных аппаратов. По своей сути – это моторные лодки закрытого типа со взрывчаткой и системой дистанционного управления. Первые серии такого оружия можно получить уже в 2025 году».

Сложнее всего будет разработать сами модели морских беспилотников и обеспечить их необходимой микроэлектроникой, полагает Василий Колташов:

«Задача состоит еще и в том, чтобы иметь много моделей аппаратов, которые могут выполнять разные функции. Какие-то летать на дальние расстояния, какие-то глубоко погружаться в воду. Как много времени понадобится на разработку этих линеек пока сказать сложно. Хотелось бы увидеть первые поставленные на вооружение серии уже в конце 2025 года. Но это будет зависеть от масштабирования. Кроме того, дроны сегодня меняют еще и всю систему международной торговли. Они защищают торговые пути и транспортные средства различных стран, делая их менее уязвимыми. Беспилотники в значительной мере меняют ситуацию, как на военных полигонах, так и в гражданском производстве. Они не только работаю с доставкой грузов, но и создают дополнительную защиту для государств. Их значимость переоценить сложно. И в будущем потенциал этих аппаратов лишь продолжит расти».

Дарья Нестерова

Фото: vk.com/kmz1ru