Особого уважения заслуживают семьи и школы, в которых уделяют внимание книгам, где их действительно читают. На вопрос: как вернуть детям интерес к чтению, привычку хоть на время забыть о гаджетах, отвечают взрослые, заинтересованные в том, чтобы мальчики и девочки оставались восприимчивыми к литературному слову.
Библиотека. Кризис идентичности
Немало есть подтверждений тому, что возвращению читательского интереса всерьёз помогает работа библиотечного сообщества. На форуме руководителей общедоступных библиотек «Сосновый Бор. Библиотечная столица Ленинградской области-2022», а в нём минувшим летом участвовали библиотекари из Петербурга и Республики Беларусь, обсуждались принципиальные вопросы: надо ли библиотеке вообще что-то, когда в ней есть главное – книги, как решить проблемы детского чтения, и укрепляет ли театр интерес к чтению.
На форуме был представлен проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки (ЛОУНБ «БиблиоДрама») – постановка «Соучастник» «Драматического театра «На Литейном» (автор пьесы и режиссёр Светлана Свирко), в котором звучали песни на стихи Николая Гумилёва.
Любопытна, полна стихов и ещё одна из запоминающихся постановок «БиблиоДрамы», но только посвящённая детям. Это спектакль-игра по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Алиса и ее старшая сестра входят в сувенирную лавку и оказывают в Стране чудес, где встречают Чеширского кота с его загадочной улыбкой, Гусеницу, утверждающую, что «всё куда-то движется и во что-то превращается», и Шляпника, которого Алиса спасает от не слишком приветливой Королевы…
«Театр, безусловно, способен укрепить читательский интерес детей и взрослых, – уверена библиотекарь Татьяна Воронежская. – Другое дело, что очень нужны спектакли, в которых звучит Большая поэзия – строчки, способные «зацепить» так, чтобы захотелось снять с полки книжку и ещё раз прочесть».
К слову, участникам форума запомнился и сосновоборский книжный своп, когда люди обменивались друг с другом книгами и обсуждали читательские предпочтения.
«Давно стихами говорит Нева…»
Вне уроков на языке высокой прозы и стихов с детьми говорят далеко не в каждом учебном заведении, но такие школы всё-таки есть. Скажем, 496-я, где незадолго до осенних каникул при участии детей 7-11 классов был реализован большой проект – фестиваль «Созвездие».
«Стихотворение, представление литературного произведения, чтобы захотелось прочитать; трейлер, чтобы уж точно прочитали; танец из литературного произведения; блюдо с рецептом – тоже из книжки. А за спиной на сцене – презентация, картинка или видео в поддержку», – раскрывает замысел педагог Алла Коновалова, которая, собственно, и задумала проект.
Придумала этот фестиваль, чтобы дети хотя бы чуть-чуть почитали, вышли на сцену, получили удовольствие и захотели узнать-прочесть, поразмыслить над чем-то ещё.
Надо сказать, что в этой школе происходит много интересного: дети давно в дружбе с патриотическим объединением «Ленрезерв», с ребятами из разных городских и областных школ.
Заглянем в школьный музей
Без чтения нет и крепких знаний истории, и хороших экскурсоводов. В той же 496-й школе работает музей «Осталась в памяти война» имени гвардии лейтенанта М. С. Ибрагимова, где открыта выставка плакатов о Великой Отечественной «Плакаты огненных лет».
«Их бережно хранит школьный музей. В каждом плакате, а их 72 – один-единственный кадр и короткая фраза. Это документы, запечатлевшие тяжелый ратный труд, радость боевых побед, твердую уверенность в разгроме врага, – объясняют школьные экскурсоводы. – За каждым плакатом – грозное эхо войны, мужество и героизм народа-победителя, народа-освободителя. Плакаты военных лет и сегодня выполняют свою великую миссию. Выставка интересна и взрослым, и детям».
В этом году проходил конкурс на лучший школьный музей и в Ленобласти. Победителями ежегодного смотра-конкурса стали 12 таких музеев. А направлений, по которым это определяли, было несколько. В номинации «Исторические музеи» победителем стала «Русская изба» Первомайского Центра образования Выборгского района.
Лучшим в номинации «Музеи истории детского движения и истории образования» стал музей «Наше наследие» Ивангородской средней школы №1 им. Н.П. Наумова (Кингисеппский район).
Лучшими в номинации «Комплексные музеи» стал «Музей Академии Королевской гавани» Выборгской средней школы №37. А лучшим «Военно-историческим музеем» назван «Музей боевой славы 2 и 5 отдельной бригады морской пехоты» Большеижорской школы Ломоносовского района. Наградили лучших в филиале «Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого» Министерства обороны РФ – Музее «Дорога Жизни».
«Музейная работа невозможна без архивных изысканий, – напоминает библиограф Вероника Андреева. – Если работа серьёзная, вряд ли поможет интернет – надо идти в архив ножками, составлять список интересующих учёного (в том числе, юного) документов, заказывать. А потом над ними работать в читальном зале – самые ценные и интересные на дом не выдают. Мне кажется, это один из самых замечательных способов приобщить ребёнка к чтению, а заодно привить навыки настоящей научной работы».
Интерес к истории
Желанию прочесть и перечесть помогают и разные знаменательные даты. В этом году – 350-летия со дня рождения Петра I – книжный фонд центральных библиотек Ленинградской области пополнился научно-популярными книгами «300 лет большой победы: Петр I и Северная война».
«Именно в Ленинградской области написаны славные страницы истории нашей страны: были одержаны первые значимые победы Северной войны: взяты крепости Нотебург и Ниеншанц, Ям и Копорье, – напомнил губернатор Александр Дрозденко во время презентации фолианта. – В дельте Невы Петр I заложил будущую столицу – Санкт-Петербург. А в 1710 году петровская армия победила под Выборгом... Уверен, что книга, предлагающая свежий взгляд на эту эпоху, подогреет читательский интерес, будет пользоваться большой популярностью».
«Я странно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во всё, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать», – писал Достоевский. Главное, чтобы захотелось читать, перечитывать и создавать.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47; школа №496