Наши дети стоят на пороге нового учебного года, а заодно и придуманных взрослыми больших перемен. Обновлению подверглись Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), школьную программу пополнили «свежие» предметы, одобрены новые учебники. Да и школьных столовых перемены коснутся.
Те же и ФГОС
Вместе с новыми тетрадками и рюкзачками в школьную жизнь входят новшества. Прежде всего, введены новые федеральные государственные образовательные стандарты – ФГОС. Несмотря на пугающую аббревиатуру, всё не так страшно.
Речь идёт о смещении вектора образования в сторону практического применения знаний. Скажем, по финансовой грамотности, которую дети будут изучать уже в начальной школе. Что и говорить, для будущей жизни полезно.
Обновлённые ФГОС программы ранее протестировали 90 тысяч учителей в разных уголках страны, и в большинстве случаев к ним отнеслись положительно. Впрочем, их обсуждение ещё продолжается.
А в целом корректировка программ ориентирована на образование двух уровней: базовое и углублённое. В частности, очередной съезд учителей физики обсудит программы углубленного изучения этого непростого предмета.
Да, и ещё немаловажные моменты. Как это ни обидно многим ученикам и их родителям, семиклассникам и восьмиклассникам предстоит писать всероссийские проверочные работы (ВПР). А темы итоговых сочинений сосредоточат в так называемом закрытом банке, о чём уже подробно рассказывал Online47.
Зачем нам столько
В Минпросвещения РФ отмечают, что бдительно следят за качеством изданий и их соответствием новым ФГОС, а это «сизифов труд», если учесть, что в море школьных учебников наблюдается настоящее «броуновское движение».
Достаточно сказать, что на рассмотрение в министерство было подано в этом году более 1200 новых изданий, 43 из них отправлены на дополнительную экспертизу, и в то же время исключено 900 учебников, исчерпавших пятилетний срок экспертных заключений.
А в самом разгаре лета – жарком июле участники заседания Научно-методического совета Минпросвещения РФ положительно отнеслись к решению включить в федеральный перечень 327 учебников.
На вопрос, зачем нашим детям столько, в ведомстве отвечают просто: идём вперёд, совершенствует те дисциплины, которые требуют обновления. Речь не идёт о том, что как-то изменится представление о «дважды два равно четыре».
Нужные издания
В основном обновление коснулось линии учебников для национальных школ по родным языкам и литературе (адыгейскому, алтайскому, татарскому, карачаевскому, чукотскому, чувашскому – в общей сложности на девяти языках). Кроме того, предложены издания для обучения «особых» детей.
«Целый ряд новых учебников посвящён адаптивным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья, – отмечает учитель начальных классов коррекционного образования с 24-летним стажем Елена Василевская. – Мы давно говорим о том, что этим нашим «особым» необходимы обновлённые, тщательно разработанные издания и учебные пособия, помогающие преподавателям, психологам, социальным работникам, дефектологам и медикам комплексно подходить к обучению, добиваться хороших результатов. Ведь конечная цель таких программ – максимально возможное включение наших учеников в социум».
Кроме того, в перечне новых – особенно актуальные сегодня издания по кибербезопасности и, как мы уже говорили, финансовой грамотности, истории, обществознанию и другим нужным детям предметам.
Интересен и такой эксперимент: с третьего по одиннадцатый класс детям ряда российский школ (пока в рамках пилотного проекта) предложены уроки по искусственному интеллекту.
История – с первого класса
Знанию истории в школьной программе уделено особое внимание. Появятся киноуроки для всех возрастов, на которых ученикам будут демонстрировать документальные и художественные фильмы.
Старшеклассникам предлагается курс «Россия – моя история» (часть блока «Россия в мире»). А начальная школа будет изучать историю уже с первого класса, причём не только непосредственно в рамках этого предмета – исторические аспекты дополнительно войдут в такие дисциплины, как «Основы религии и светской этики» и «Окружающий мир».
Классные уроки превратятся в «Разговоры о важном». Им, как считают «наверху», будет отведена важная воспитательная роль.
«Формат киноуроков и разговоров с детьми о важном поддерживаю – кино-формат мы применяли и прежде. Вместе с тем, понимаю, что ключевая роль этих программ принадлежит учителю, – высказывает своё мнение о нововведениях учитель начальных классов одной из школ Приморского района Санкт-Петербурга Елена Сапожникова.– Педагог должен уметь разговаривать и обсуждать исторические и прочие темы с учениками так, чтобы увлечь, а не «для галочки». Главное, чтобы действительно происходило общение. Но это уже вопрос подготовки учителей…»
А компот?
В российских школах продолжается процесс модернизации пищеблоков. А начальную школу обеспечивают горячим питанием. Напомним телефон горячей линии по вопросам обеспечения учеников горячим питанием в Ленобласти: + 7 (812) 539-50-90 – с понедельника по четверг – с 9 до 18 часов, пятница – с 9 до 17 часов, обед с 12.30 до 13.18.
Требования питанию детей таковы: при подаче температура горячих блюд и напитков должна составлять 65-75 градусов; завтрак содержать 20-25% от необходимых суточных калорий, а обед – от 30 до 35%.
Блюда из школьного меню должны соответствовать определённому объему витаминов и микроэлементов; содержать белковую пищу. И, наконец, самое главное: меню должно быть разнообразным, чтобы дети разочарованно не повторяли: «опять это».
В общем, надо подпитывать умы учеников здоровой едой в школьных столовых. Важно, чтобы всё это шло в прок. Удачного нового учебного года!
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47