В Госдуму внесён законопроект, которым предусмотрено совершенствование системы целевого набора в российских вузах. Авторы документа объясняют, что в этом есть прямой смысл. Прежде всего, перспектива более «лёгкой посадки» абитуриента на студенческую скамью, а впоследствии – на заранее приготовленное для выпускника рабочее место. Online47 выяснил, как это будет действовать, а эксперты оценили целесообразность законодательных перемен.
Не для «галочки»
Идея целевого набора, на самом деле, «с бородой», – напоминают эксперты. Такая система подготовки специалистов по направлениям, востребованным на разных предприятиях и в организациях, существовала в СССР.
«Когда-то она уже оправдала себя. Есть основания считать, что обретёт новый, усовершенствованный смысл и теперь, если законопроект думские депутаты поддержат. Причём, как с точки зрения равного доступа абитуриентов к высшему образованию, так и в относительно отдалённом будущем, после окончания студентом вуза, – считает доктор экономических наук, профессор, преподаватель Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Осипов. – Люди будут учиться не для «галочки» – осознанно. В целом же, хорошо выстроенный целевой набор принесёт и большую экономическую пользу – страна не потеряет специалиста».
Что думают родители
Родители, безусловно, хотят, чтобы их ребёнок не только получил образование, но уже во время учебы имел представление о будущем рабочем месте.
«После института вчерашним студентам не придётся метаться в поисках работы. Если всё пойдёт по сценарию, предусмотренному законопроектом, выпускника будет ждать стопроцентное поступление (если, конечно, по-старому кто-то не окажется «равнее») и гарантированное рабочее место. Это родителей и потенциальных студентов, понятно, устраивает, – признаёт мама абитуриента из Тосненского района Ленобласти Антонина Артёмова. – Хорошо бы, высокооплачиваемая. Но и стартовые возможности имеют значение».
К слову, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на одном из расширенных заседаний Президиума Госсовета и Совета при Президенте по науке и образованию, проходившем больше двух лет назад, назвал соблюдение договоренностей при целевой подготовке кадров, принципиальным моментом. Причём подчеркнул, что целевой набор имеет смысл только, когда соответствует потребностям регионов.
«Важно, чтобы набор проходил не впустую, а на те места, где есть дефицит, – пояснил он. – Во время учебы студент пробует себя и проявляет свои навыки на рабочих местах, которые могут ему понравится и в итоге он выплачивает компенсацию и уходит работать туда. Хотелось бы, чтобы эта история была «улицей с двусторонним движением», где все участники соблюдают и выполняют установленные соглашения – мы финансируем, университет обучает, а студент хотя бы пять лет работает в регионе».
В Ленобласти молодым специалистам стараются создать хорошие условия для работы. Например, во время апрельской встрече со студентами-целевиками из Ленобласти в СПб в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете (а в этом вузе сегодня учится 150 таких студентов) председатель комитета по здравоохранению Ленобласти Сергей Вылегжанин рассказал о мерах региональной поддержки.
Подъёмные для фельдшеров составляют 750 тыс. рублей, для врачей – 1,5 млн. В поселках либо городах с населением до 50 тыс. человек - 500 тыс. руб. – для среднего персонала и 1 миллион – для врачей.
В этом году Ленобласть ждёт новое пополнение медиков – 267 специалистов, 170 из которых – врачи. Сейчас в регионе строится три новых поликлиники – новичков ждут рабочие места.
Что хотят изменить
Поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ» предложены зампредом Госдумы Ириной Яровой, которая уверена в том, что они обеспечат открытый доступ к высшему образованию тех, кто действительно хочет учиться. И к тому же станет «реальным механизмом соотнесения запросов экономики и возможностей системы образования».
Но есть и другие мнения. Преимущественно, представителей старшего поколения, когда-то прошедшие поствузовскую «школу капитанов».
«Можно только приветствовать абитуриента, который, отучившись в вузе, устремится по уже сформированному предложению, и будет обязан там отработать определённое число лет (в советское время – три года), – высказывает свою точку зрения петербургский пенсионер Анатолий Полянский, после института в своё время работавший на Севере по распределению. – Но есть вероятность, что условия работы по целевому набору специалисту не понравится – что-то пойдёт не так – тогда система себя не оправдает – пользы такой работник не принесёт».
По мнению эксперта, в нужном направлении законопроект может заработать только если тщательно продумать все нюансы, сделать систему гибкой, с более точными, открытыми правилами.
«Если выпускник вуза в СССР отказывался ехать по направлению, его могли и в прокуратуру вызвать, – напоминает он. – Не хотелось бы возрождения тотальной «обязаловки», а вот так называемые «подъёмные» денежки - субсидии для молодых специалистов – дело хорошее».
Как бы там ни было, в Госдуме заранее продумывают возможность подачи заявок на целевое бюджетное обучение через портал «Госуслуги».
«Если тебе предстоит дальняя дорога, не пытайся заглянуть за горизонт, споткнешься о первый пенек, – предупреждал классик. – Иди к цели небыстро, однако уверенно и с достоинством».
Совет хорош и для целевого набора. Видимо, обсуждение поправок в законопроект будет горячим.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин/Online47